НПП КРАКОВ
Дата:..2017-09-05 00:00:00
Перспективы легализации авто на еврономерах

Перспективы легализации авто на еврономерах

В настоящее время в Украине образовался и стремительно растет «черный» рынок автомобилей — автотранспортных средств, не зарегистрированных в соответствии с украинским законодательством и вследствие этого продаваемых по цене значительно ниже рыночной. Данная ситуация уже повлекла за собой целый шлейф других проблем — от массового нарушения принципа законности и многомиллионных потерь бюджета до значительного увеличения аварийности и травматизма в Украине.

Решить этот вопрос без социального недовольства, как предполагают эксперты, уже не получится. За последние 2 года количество авто на иностранной регистрации в Украине увеличилось в разы и, по разным данным, составляет около миллиона. А это — миллион водителей, которые могут перекрывать таможни и автодороги.

В парламенте различные депутатские группы разрабатывают законопроекты, призванные урегулировать проблему, но до реальных изменений украинского законодательного поля дело еще не дошло. Пока же Государственная фискальная служба просвещает общественность в основном о том, в чем состоят нарушения законодательства собственниками иномарок на инономерах и какая ответственность их ожидает.

Текущая ситуация

По данным ГФСУ, озвученным 4 августа т.г. на пресс-конференции, посвященной данной проблеме, с начала 2015 г. по 30 июня т.г. граждане Украины ввезли в режиме транзита более 313 тыс. авто. Не вывезены, по данным на 27 июля т.г., почти 27,6 тыс. автомобилей, ввезенных в режиме «транзита», и 24,6 тыс. автомобилей, временно ввезенных гражданами для личного пользования, сроки ввоза которых уже закончились. Т.е., как подчеркнула замначальника Управления организации таможенного контроля Департамента организации таможенного контроля ГФСУ Елена Мошинская, эти автомобили находятся на территории Украины незаконно.

«Значительное количество автомобилей с иностранной регистрацией сейчас находится в Украине с нарушением таможенных правил, а граждане, которые ими пользуются, — это нарушители. Причем нарушителями являются не только те граждане, которые ввезли транспортное средство и не выполнили свое обязательство о его вывозе или не оформили авто в свободное обращение, но и те, которые его приобрели», — отметила она.

Автомобили иностранной регистрации, ввезенные гражданами в таможенном режиме «транзит»

Период Ввезены в Украину в таможенном режиме «транзит» Не вывезены из Украины по состоянию на 24.07.2017 г.
2015 г. 77297 6746 резидентами — 6584
нерезидентами — 162
2016 г. 124148 14531 резидентами — 14201
нерезидентами — 330
1 полугодие 2017 г. 111891 6327 резидентами — 6164
нерезидентами — 163
Всего 313336 27604 резидентами — 26949
нерезидентами — 655

Автомобили иностранной регистрации, временно ввезенные гражданами для личного пользования

Период Ввезены в Украину Не вывезены из Украины по состоянию на 24.07.2017 г.
ранее ввезены на срок до 60 суток ранее ввезены на срок до 1 года всего
2015 г. 472137 40 резидентами — 36 13594 резидентами — 641 13634 резидентами —  677
нерезидентами — 4 нерезидентами — 12953 нерезидентами — 12957
2016 г. 588326 60 резидентами — 52 10911 резидентами — 312 10971 резидентами —  364
нерезидентами — 8 нерезидентами — 10599 нерезидентами — 10607
1 полугодие 2017 г. 380521 43 резидентами — 35 резидентами — —  43 резидентами — 35
нерезидентами — 8 нерезидентами — —  нерезидентами — 8
Всего 1440984 146 резидентами — 123 24505 резидентами — 953 24648 резидентами — 1076
нерезидентами — 20 нерезидентами — 23552 нерезидентами — 23572

Е. Мошинская отметила, что временно ввозить транспортные средства в Украину без письменного декларирования и уплаты соответствующих налогов имеют право граждане-нерезиденты на срок до 1 года. Этот срок может быть продлен не более чем на 60 дней.

«Если нерезидент ввозит автомобиль с иностранной регистрацией, то именно ему предоставляется налоговая льгота. Т.е. он не платит налоги, не проходит контроль на соблюдение экологических норм, не оформляет разрешительные документы и т.п. В то же время нерезидент не может передавать авто другим лицам или использовать его для предпринимательской деятельности. Граждане-резиденты таким режимом пользуются меньше, поскольку для них предусмотрена уплата платежей в полном объеме. Более того, это авто после его вывоза и ввоза не переходит в собственность этому гражданину», — рассказала Е. Мошинская.

По ее словам, при ввозе авто в режиме «транзита» чаще всего нарушителями таможенных правил являются именно резиденты Украины, игнорирующие предусмотренные для них обязательства. Режим «транзит» предусматривает ввоз транспортного средства на срок до 5 суток в пределах одной таможни и на 10 суток — в пределах нескольких таможен. Однако, как показывает практика, граждане такие авто используют не для транзита, а для собственного пользования.

Кроме того, нередки случаи передачи нерезидентом ввозимого автомобиля с иностранной регистрацией в пользование гражданину-резиденту. Последний фактически не имеет прав на это авто, поскольку у него нет надлежащих документов, подтверждающих его право собственности.

"Проблемы от таких нарушений таможенного законодательства имеют как гражданин, ввезший авто и не выполнивший свои обязательства перед государством, так и гражданин, купивший так называемое «нерастаможенное» авто, а также таможни. В первую очередь это приводит к большим очередям в пунктах пропуска, особенно на западной границе, в частности, с Польшей, поскольку каждые 5 суток резиденты пересекают таможенную границу Украины и снова ввозят это авто в режиме «транзита», — отметила Е. Мошинская.

«Положения о временном ввозе транспортных средств, которые прописаны в Таможенном кодексе Украины, полностью соответствуют Стамбульской конвенции о временном ввозе. Т.е. Украина обязалась привести свое законодательство в соответствие с международными стандартами и выполняет это обязательство. Международные стандарты предусматривают возможность временного ввоза товаров и транспортных средств для личного пользования только нерезидентами. Резидент, проживающий в любой стране и ввозящий авто, должен уплатить налоги в бюджет и после этого пользоваться авто свободно в стране. Требования законодательства должны выполнять все граждане — и наши граждане-резиденты, и нерезиденты», — отметила Е. Мошинская.

В соответствии со ст. 380 Таможенного кодекса Украины:

  1. Временный ввоз гражданами-нерезидентами на таможенную территорию Украины транспортных средств для личного пользования (ТСЛП) разрешается на срок до 1 года. Этот срок может быть продлен органами доходов и сборов с учетом действия обстоятельств непреодолимой силы и личных обстоятельств граждан, которые ввезли такие ТС, при условии документального подтверждения этих обстоятельств, но не более чем на 60 дней. Обязательным условием допуска указанных ТСЛП к временному ввозу на таможенную территорию Украины является регистрация этих транспортных средств в уполномоченных органах иностранных государств, что подтверждается соответствующим документом.
  2. ТСЛП, которые временно ввозятся на таможенную территорию Украины гражданами-нерезидентами, не подлежат письменному декларированию и освобождаются от представления документов, выдаваемых государственными органами, уполномоченными осуществлять виды контроля, указанные в ст. 319 Кодекса. Пропуск таких ТСЛП через таможенную границу Украины осуществляется без применения к ним мер обеспечения, предусмотренных разделом X Кодекса. Топливо, содержащееся в обычных (установленных заводом-изготовителем) баках указанных транспортных средств, не подлежит письменному декларированию и не является объектом обложения таможенными платежами.

  1. Временно ввезенные ТСЛП могут использоваться на таможенной территории Украины исключительно гражданами, которые ввезли указанные транспортные средства в Украину, для их личных нужд.

Такие транспортные средства не могут использоваться для целей предпринимательской деятельности в Украине, быть разукомплектованы, переданы во владение, пользование или распоряжение другим лицам.

Существующие санкции за нарушения в сфере временного ввоза авто

О том, какие наказания ждут нарушителей, рассказал заместитель директора Департамента организации противодействия таможенным правонарушениям ГФСУ Алексей Сивирин.

"Ответственность за превышение установленного срока транзитного перемещения транспортных средств предусмотрена ст. 470 Таможенного кодекса Украины. Если такое превышение не более суток, то владельцу грозит предупреждение или штраф в размере 170 грн. В случае превышения более чем на 1 сутки, но не более чем на 10 суток, штраф составляет 3,4 тыс. грн., если более 10 дней, то сумма штрафа возрастает до 8,5 тыс. грн. ",— отметил А. Сивирин.

Тем не менее, количество таких нарушений неумолимо растет:  с 4,4 тыс. в 2015 г. и 10,6 тыс. в 2016 г. до почти 9 тыс. за 7 месяцев т.г. Так, за 7 месяцев т.г. сотрудниками таможен ГФСУ было выявлено 8979 таких правонарушений. Владельцам начислено штрафов на 46,6 млн грн.

За нарушение сроков временного ввоза транспортных средств с иностранной регистрацией (ст. 481 Таможенного кодекса Украины) суммы штрафов значительно больше: за превышение не более чем на 3 суток грозит штраф в размере 850 грн., более 3 суток, но не более чем на 10 суток, и в случае, если в течение года этот человек уже привлекался к ответственности за совершение такого правонарушения — 5,1 тыс. грн. За превышение более чем на 10 суток придется заплатить уже 17 тыс. грн.

За нарушение ст. 481 Таможенного кодекса только в январе—июле 2017 г. нарушителям начислено к уплате 22,1 млн грн., что уже превысило показатель всего 2016 г. Если в прошлом году было 1190 нарушений, то в этом году уже почти 2 тыс. Для сравнения: в течение 2015 г. и 2016 г. суммы соответствующих штрафов составляли 16,5 млн грн. и 16,8 млн грн. соответственно.

Однако наибольшие суммы штрафов придется заплатить тем гражданам, которые используют ввозимые транспортные средства с иностранной регистрацией в других целях, например, коммерческих. Штраф за такое нарушение составляет 300% неуплаченной суммы таможенных платежей. Так, в течение 2017 г. было выявлено 164 таких нарушения, владельцам транспортных средств начислено 69,9 млн грн. штрафов. В 2015 г. и 2016 г.суммы начисленных штрафов составляли 44,1 млн грн. и 155,2 млн грн. соответственно.

Причины систематических нарушений

Глава налогового комитета ВР Нина Южанина в одном из своих интервью отметила, что в настоящее время в Украине нарушители правил ввоза чувствуют себя почти безнаказанными. «Во-первых, они все знают о том, что их не могут… остановить ни Нацполиция, ни кто-либодругой, или потребовать документы и спросить, почему ты нарушил таможенный режим и находишься сейчас в Украине… Абсолютно четко прослеживается отсутствие возможностей у государства повлиять на этот процесс».

Ее слова подтверждают и сами водители авто на иностранных номерах. Так, в сюжете ТСН водитель BMW с литовской регистрацией Дмитрий, который катается по дорогам страны на ней уже полгода, знает, что за это ему грозит штраф 8,5 тыс. грн. Вместе с тем он хорошо осведомлен, что если его остановит полиция — сделать она ничего не сможет. «Полиция не имеет права выписывать штраф за это нарушение, на это имеют право только таможенники», — объясняет он. При этом нарушителем себя Дмитрий не считает, мол, машины в Европе стоят дешевле, чем в Украине: в Европе его авто стоит EUR3 тыс., а в Украине — не менее EUR9 тыс. Мужчина выступает за изменения в законы, европейские правила растаможивания и легальность использования таких авто.

Тем не менее такая неопределенная правовая ситуация не может длиться бесконечно. И серьезный сигнал всем нарушителям был дан в конце июля т.г.: Высший административный суд Украины вынес первое окончательное решение в отношении водителя автомобиля с иностранными номерами. Водителю был назначен штраф на 420 тыс. грн., а машина была конфискована. Согласно материалам дела, 17.03.2015 г. гражданин Азербайджана ввез на территорию Украины автомобиль Ford Tourneo в режиме временного ввоза до 1 года. Через год было установлено, что этим автомобилем управлял гражданин Украины. При нем была доверенность на право использования транспортного средства на территории Украины. Высший суд постановил, что гражданин Украины обязан уплатить 420 тыс. грн. — 300% от неуплаченной суммы таможенных платежей.

Это дело прошло все судебные инстанции, а значит, окончательное решение можно считать прецедентом, на который будут ориентироваться и другие судьи.

Возможно ли найти выход из сложившейся ситуации

Проблему могло бы решить существенное снижение таможенных ставок на импорт. Так считают в Ассоциации автодилеров, это мнение разделяет и большинство владельцев авто на иностранных номерах. Но государство пока не спешит снижать импортные пошлины в интересах деловых кругов, которые производят отечественные авто. Поэтому желающих приобрести качественный, пусть и не растаможенный автомобиль меньше не становится.

С другой стороны, такое транспортное средство может создавать угрозы водителям с украинской регистрацией, например, при ДТП.

В парламенте различные депутатские группы разрабатывают законопроекты, призванные урегулировать проблему. Механизмов несколько: от одноразовой легализации таких машин до уплаты владельцами нерастаможенных авто своеобразного вклада в бюджет.

Немногим больше месяца назад в ВР был зарегистрирован законопроект № 6626 «О внесении изменений в Закон Украины „О Национальной полиции“ по отдельным полномочиям полиции». Данный законопроект призван, в частности, упорядочить учет автомобилей с иностранной регистрацией. Документ предписывает полиции формировать собственные базы данных транспортных средств с иностранной регистрацией, которые временно находятся на территории Украины, используя для этого как имеющуюся у полиции информацию, так и полученную от ГФСУ.

Авторы законопроекта предполагают, что он станет первым шагом к формированию правовой определенности в вопросе государственного контроля длительности пребывания автомобилей на иностранной регистрации в Украине.

Но, по мнению некоторых экспертов, если полиция подключится к контролю за ездой на еврономерах, возможны два варианта: или обе выше описанные схемы будут ликвидированы, или же возьмет верх социальное недовольство (а водители на инономерах уже демонстрировали свои протестные возможности)...

Источник: Журнал «Транспорт»

 
 

Поделитесь:

 
 
  < назад