Габаритом подвижного состава называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути как в порожнем, так и в нагруженном состоянии не только новый подвижной состав, но и подвижной состав, имеющий максимальные нормируемые допуски и износы (за исключением бокового наклонения на рессорах).
Габаритность громоздких и легковесных грузов, погруженных на открытый подвижной состав, проверяют, пропуская их через габаритные ворота, установленные на одном из станционных путей и представляющих собой раму, внутри которой по очертанию габарита погрузки шарнирно укреплены планки. Если открытый подвижной состав с грузом пройдет, не зацепляя за планки, то габарит не нарушен. Пространство между габаритом приближения строений и габаритом подвижного состава, а также между габаритами смежных подвижных составов необходимо из-за смещений подвижного состава, которые вызываются отклонениями в состоянии отдельных элементов пути, колебаниями и боковыми наклонениями подвижного состава на рессорах.
Для подвижного состава ГОСТ 9238—83 установлены габариты Т, 1-Т, 0-Т, 01-Т, 03-Т. Габариты Т и 1-Т распространяются на подвижной состав, допускаемый к обращению только по железным дорогам СССР и МНР колеи 1520 (1524) мм, а габариты 0-Т, 01-Т, 02-Т, 03-Т — также на железные дороги зарубежных стран колеи 1435 мм.
Габарит подвижного состава Государственным стандартом разделен на три группы.
Первая группа — габарит Т (рис.1) распространяется на подвижной состав, допущенный к обращению по путям общей сети железных дорог, подъездным путям промышленных и транспортных предприятий, сооружения и устройства на которых отвечают требованиям габаритов С и Сп.
Вторая группа — габарит 1-Т (рис.2) распространяется на подвижной состав, допущенный к обращению по всем путям общей сети железных дорог, подъездным путям и путям промышленных предприятий.
Третья группа — габариты 1-ВМ (0-Т) (рис.3), О-ВМ (01-Т) (рис.4), 02-ВМ (02-Т) (рис.5), ОЗ-ВМ (ОЗ-Т) (рис.6) распространяются на подвижной состав, допущенный к обращению по всей сети железных дорог колеи 1520 (1524) мм и по железным дорогам стран дальнего зарубежья, имеющим колею 1435 мм. В скобках указаны обозначения габаритов, применявшихся до введения настоящего стандарта.
Основные размеры габаритов приведены в таблице.
Габариты подвижного состава
|
Габариты подвижного состава
|
Область применения
|
Высота, мм
|
Ширина, мм
|
Т
|
Обращение по путям общей сети железных дорог, подъездным путям н путям промышленных предприятий, сооружения и устройства на которых отвечают требованиям габарита С и Сп
|
5300
|
3400
|
Тц
|
Для цистерн и вагонов-самосвалов, допускаемых к обращению по путям общей сети железных дорог, подъездным путям промышленных и транспортных предприятий
|
5200
|
3750
|
Тпр
|
То же для полувагонов
|
5300
|
3550
|
1-Т
|
Для подвижного состава, допускаемого к обращению по всем путям общей сети железных дорог, подъездным путям промышленных и транспортных предприятий
|
5300
|
3400
|
1-ВМ (0-Т)
|
Сеть железных дорог колеи 1435 мм, используемая для международных соообщений
|
4700
|
3400
|
0-ВМ (01-Т)
|
Сеть железных дорог колеи 1520 (1524) мм, основные линии железных дорог колеи 1435 мм
|
4650
|
3250
|
02-ВМ (02-Т)
|
То же
|
4650
|
3150
|
О3-ВМ (О3-Т)
|
Сеть железных дорог колеи 1520 (1524) мм, железные дороги колеи 1435 мм европейских стран
|
4280
|
3150
|
Пространство между габаритом приближения строений и габаритом подвижного состава, а также между габаритами смежных составов необходимо для компенсации возможных смещений подвижного состава, которые вызываются отклонениями в положении отдельных элементов пути и колесных пар подвижного состава, допускаемыми нормами их содержания (например, износ рельсов, отклонения рельсовых нитей по уровню), колебаниями и боковыми наклонами подвижного состава на рессорах.
|